Ох, уж эти предки

Просмотров: 89

Он капризничает…Он не слушается…Он пролил суп на голову… Эти и другие сигналы SOS от нянь, да и от родителей передаются и принимаются на разных частотах, ретранслируются в смайликах, мемах и гифках в разных соцсетях. Наверное, в том числе и поэтому и нас в Школе нянь у нас есть курс «Возрастная психология». Сегодня мы пытается прояснить некоторые ключевые моменты и кейсы с нашим педагогом, психологом, специалистом по раннему интеллектуальному развитию детей Еленой Гырман.

- Елена, с какого возраста младенца мы можем говорить именно о психологии младенца?

- Прямо с рождения! Да, сначала у деток расфокусировано зрение, у них многое зависит от физиологических факторов. Малышу важно, чтобы была сухость, сытость, защищенность. Но! Довольно быстро у ребенка начинаются психические процессы – а это и есть психология. Появляется жажда эмоций. Если малыш их недополучит, будьте уверены: ему будет, о чем поговорить с психотерапевтом во взрослой жизни.

- Ну…Я слышал, так будет в любом случае…

- Давайте жить сегодняшним моментом. Да, перед вами кроха-младенец. Но он уже готов включиться в любые виды взаимодействия. Даже когда малыш еще не говорит, он уже умеет рассказать о своих эмоциях. Мамы даже умеют различать интонации в криках ребенка. С ребенком нужно общаться! В принципе, не так важно – мама ты или няня. Малышу важно быть с взрослым, чувствовать себя нужным и защищенным. В том числе, через общение с нами ребята познают мир.

- То есть надо общаться и всегда разговаривать с малышом. А как насчет игр? Надо ли играть с ребенком?

- Разумеется, надо. Это один из методов познания мира для маленького человека. Через игру проигрываются самые разные социальные роли. До 8-9 лет игра для ребенка – ведущий познавательный вид деятельности. Поэтому очень важно быть для него партнером в этом.

- Не всегда это просто, особенно в кризисные периоды. Вот, например, кризис одного года. Что такое стало с милым младенцем, почему он шалит и не слушается?

- Кризис этот связан с тем, что малыш встал на ноги. У него освободились ручки, возможности расширяются. А чем больше появляется физиологических возможностей, тем активнее кроха ими пользуется. Он понимает, что теперь физически не зависим от взрослого. Вы больше - не единое целое! Челочевек прекрасно осознает это и стремится познавать мир более активно. Не всегда нам это нравится. Но процесс познания – это объективная данность.

- Ага…Познание – это, конечно, супер. Но как быть, если в процессе «познания» сорванец вылил себе суп на голову…А няня только что прибралась?

- Давайте-ка мы не будем забывать, кто – ребенок, а кто – взрослый. Как бы мы не упражнялись в иронии, суть-то верна: малыш пытается понять, «что будет, если….». Вот он пролил суп себе на голову, ему интересно. Скорее всего, ребенок сразу осознает, что ощущения неприятные. Как ни странно, наша задача – сделать так, чтобы познание было безопасным. То есть подать чуть теплый суп, чтобы малыш не обжегся. Есть вещи, которые поможет понять только опыт. И важно его получить в раннем детстве.

- Это что ж, ничего и запретить нельзя? Как говорила мама дяди Федора: «Тогда родители пропадать начнут». И няни, кстати, тоже.

- А вот и нет, правила должны быть. Ребенку надо знать, что такое «нельзя». «Нельзя» - это про те предметы и действия, которые несут непосредственную опасность для жизни и здоровья. Нельзя, например, прикасаться к розетке, нельзя бежать по проезжей части без взрослых. Можно устанавливать и другие правила, но только вы и сами их соблюдайте! Странно требовать от ребенка убирать вещи, если вы сами не убираете. И никаких двойных стандартов быть не должно. А то получится так, что одно и то же действие при маме под запретом, а при папе – вполне приемлемо.

- Ok, границы выставили, «нельзя» проговорили. А при нарушении как наказывать будем? То, что физически нельзя – понятно…А в угол-то поставить можно?

- Поставить в угол, оставить в комнате одного – это один из методов. Мы выполняем некое действие, которое воспринимается ребенком как наказание. Именно так и выстраиваются причинно-следственные связи у ребенка. Он осознает, то мы не прошли мимо его поступка, не закрыли на него глаза. Точно так же и в случае агрессии. Мы не отвечаем грубостью, мы не падаем на уровень малыша, оставаясь на взрослых позициях. Но в то же время и не даем агрессии продолжаться, останавливаем ее.
А потом – разбираемся. Ведь агрессия происходит не просто так, это всегда говорит о каких-то проблемах у ребенка. То есть это повод не для горячих решений, а для вдумчивого анализа.