Речь и мелкая моторика

Просмотров: 856

Елена Куликова-Гырман, психолог, специалист по раннему интеллектуальному развитию детей 

 

В современном мире все чаще встаёт вопрос о нарушениях в развитии речи у детей.

 

Учёные давно установили, что речь и мелкая моторика рук тесно связаны между собой.

 

Если развитие мелких мышц кистей рук идёт должным образом, то речь ребенка развивается нормально. Если же оно идёт не по плану, то может отставать и речь.

 

Почему же эти две вещи так взаимосвязаны?  

 

Всё идёт из древности. Наши предки в доисторические времена общались с помощью жестов, выкриков и возгласов.

Постепенно жесты становились всё более совершенными. Нейронные связи в головном мозге разрастались. Вместе с жестами развивалась и речь.

 

В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь.

 

Когда мы работаем с мелкой моторикой рук, мы развиваем такие высшие психические функции как мышление, внимание, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, и, конечно, речь.

 

Упражнения для развития мелкой моторики для детей разного возраста.

 

Новорождённым можно согревать лёгкими растирающими движениями ладошки, делать массаж пальчиков.

 

С 4 до 7 месяцев малыш уже сможет держать в ладошки погремушку, хватать игрушки.

 

После 7 месяцев с малышом уже можно собирать пирамидки, матрёшку, складывать из кубиков башню и весело ее ломать.

 

 С 1,5 лет полезно делать пальчиковую гимнастику, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками.

 

Главное, проводить эти занятия систематически по 3-5 минут в день.

 

В начале малышу будет сложновато, но с каждым занятием вы будете видеть прогресс.

 

С 3х лет можно вводит упражнения сложнее. Например, разобрать крупные макароны разной формы: перья, завитушки, рожки и т.д.

 

Систематические занятия по развитию мелкой моторики в раннем возрасте способствуют активному развитию высших психических функций.